Внеклассное мероприятие «Осенние посиделки»

Цели и задачи мероприятия:
-закрепить и обобщить знания детей об осени в занимательной и игровой форме;
- расширять знания детей об окружающем мире;
- развивать творческие способности учащихся;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- сплочение детского коллектива;
- формирование коммуникативных навыков между детьми разновозрастных групп.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня наш праздник посвящается самому красивому времени года – осени.
В старые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивались работы в поле, хлеб в закрома убирали – коротали они долгие осенние вечера на посиделках. В каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки.
Роднило их одно – собирались, чтобы себя показать и других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах, забавах. «Посиделки» устраивались в каком - либо доме, в просторной горнице с гостеприимной хозяйкой, которая сама любит попеть, поплясать, рассказать какую-нибудь небывальщину, вспомнить про свою молодость, про горести и радости. На посиделках не только пели, да играли, но и коротали время за любимым делом: кто вяжет, кто шьет, кто игрушки из глины лепит, другие из дерева ложки вытачивают. Весело было, то песню затянут,то шуткой перебросятся.
Сегодня на празднике прозвучат стихи, загадки. Мы с вами поиграем в разные игры, вы примете участие в различных конкурсах и узнаете много нового об осенних месяцах, а затем сделаем корзину с овощами. Итак, начинаем!
Ведущий: Осень за окошком ходит не спеша.
Листья на дорожки падают шурша.
Тонкие осинки в лужицы глядят.
На ветвях дождинки бусами висят...
Лес овеян легкой дымкой.
День прохладный, голубой.
Осень ходит невидимкой и шуршит листвой.
Игра «Последний лист»
Участники становятся в круг, звучит музыка. Дети передают друг другу «Кленовый лист». Музыка внезапно прерывается. Тот, у кого в руках лист выбывает из игры. Игра продолжается дальше.
Ведущий: Листочки разноцветные я в подарок принесла (раздает по два листочка.)
В нашем зале мы устроим
Настоящий листопад.
Пусть закружатся листочки -
И летят, летят, летят.
Исполняется «Танец осенних листочков»
(По окончании танца дети оставляют листья на полу.)
Ведущий: Скорей, ребята, поспешите,
Ковер из листьев уберите.
Игра «Собери листья»:
На двух больших листах наклеиваются стволы деревьев, дети делятся на две команды. По команде ведущего дети по очереди берут с пола по одному листочку и приклеивают на дерево. Команда, которая больше прикрепит листочков к своему дереву - побеждает.
Ведущий: Ребята, а кто месяцы осенние мне точно назовет?
(Дети называют осенние месяцы.)
Ведущий:Отгадайте, о каком месяце загадка?
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли -
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?
(Сентябрь)
Ведущий: Молодцы.
Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй?
(Октябрь)
Ведущий:
Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)
А сейчас ребята исполнят песенку «Осень наступила».
Текст песни (слова):
1. Осень, осень наступила,
Листья осыпаются.
Солнца нет и потемнело,
Дождик начинается.
Припев:
Кап-кап на дорожки,
Кап-кап на ладошки.
Дождик землю поливай,
С нами поиграй.
2. Паучки, жучки и мошки
Прячутся, скрываются,
И в далекую дорогу
Птички собираются.
Ведущий: Молодцы! А ещё, ребята, осенью бывает много грибов. И сейчас мы с вами попробуем отгадать загадки и вспомнить, как называются грибы.
Загадки для детей.
1.Бледная она стоит,
У неё съедобный вид.
Принесешь домой - беда,
Будет ядом та еда.
Знай, что этот гриб - обманка,
Враг наш - бледная... (поганка).
2.Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный.
(Мухомор)
3. На поляне лесной,
Под могучей сосной
Старый старичок,
На нем бурый колпачок
Колпачок на бочок,
Кто в лесу бывает,
Тот его и знает.
(Боровик)
4.Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Кто в серой, кто в зелёной,
Кто в розовой, кто в жёлтой
Ты их бери, не мешкай,
Ведь это – ...(сыроежки)
5.В шляпе розовой, мохнатой,
Но не выглядит растяпой.
Будто плюшевое ушко,
Для соления …(волнушка)
6.Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички –
Золотистые ...(лисички)
7.Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой.
(Подосиновик)
8.На пеньке сидят братишки.
Все - в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята
Называются (Опята.)
Ведущий: Молодцы, как хорошо вы знаете грибы. Мне очень приятно.
А что еще, кроме ярких листьев и грибов, приносит нам осень?
(овощи и фрукты).
Сейчас мы поиграем в игру «Что растет в огороде?».
Я буду задавать вопросы, а вы — отвечать «да» или «нет».
— Растет капуста в огороде?
- Да!
— Краснеет помидор всегда?
-Да!
— А лук на грядке зеленеет?
-Да!
— Картошка в огороде зреет?
- Да!
— И на траве, как на подушке растет зеленая лягушка?
- Нет!
— Есть в огороде перец сладкий?
- Да!
— И кабачок растет на грядке?
- Да!
— Морковка выстроилась в ряд?
- Да!
— Растет на грядках шоколад?
- Нет!
— Растут укроп, фасоль, горох?
- Да!
— Растет большой и злой бульдог?
- Нет!
Ведущий: Молодцы, ребята. Очень дружно и правильно ответили на мои вопросы.
Игра « СОБЕРИ ЛОЖКОЙ КАРТОШКУ!»
В игре участвуют по два человека. На пол рассыпают 6—8 картофелин. У каждого ребенка корзинка и ложка. По сигналу надо собирать картошку ложкой, по одной штуке, и класть ее в корзинку. Побеждает ребенок, собравший больше картошки за определенное время.
Игра: «Бывает - не бывает».
Ведущий: Я расскажу вам о том, какой бывает погода в то или иное время года, чем занимаются дети и взрослые, а вы должны сказать, бывает ли так в это время года.
-Выпал снег, и зацвели подснежники.
-Мальчик поехал на лыжах собирать землянику.
-В саду цветут розы, а дворник заметает на дорожках снег.
-Падают желтые листья, дети спешат в школу.
-Зацвели цветы, птицы улетели, на деревья распускаются почки.
-Мальчик был в лесу и видел в норе петуха.
Ведущий: Осенью дни и ночи стали холоднее, не только животные, но и люди готовятся к зиме: в садах, на полях и в огородах идет уборка фруктов и овощей.
А какие фрукты и овощи заготавливают на зиму? Отгадайте мои загадки!
1. Круглая, да не мяч,
Жёлтая, да не масло,
сладкая, да не сахар.
С хвостиком, да не мышь. (Репа)
2. Красный нос в землю врос, а зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен, нужен только красный нос. (Морковь)
3. Как на нашей грядке выросли загадки
Сочные да крупные, вот такие круглые.
Летом зеленеют, осенью краснеют. (Помидоры)
4.Пригрев на солнышке бока,
Висит на дереве пока,
Душистым соком налилось,
И видно семечки насквозь.(Яблоко)
5. Ты на лампочку похожа
И на Ваньку-встаньку тоже.
У тебя румяный бок,
А откусишь — брызнет сок.(Груша)
6. Это овощ, а не куст.
В слове этом сочный хруст.
Если очень любишь щи,
Этот овощ в них ищи.(Капуста)
7.Он похож на светофор:
Красный, желтый иль зеленый.
Всем известен с давних пор
Фаршированный, соленый.
Ты в салат его клади
И в приправы добавляй.
Ты без дела не сиди,
Овощ этот называй.(Перец)
8.Под листком лежит на грядке.
Он пупырчатый, не гладкий.
И зеленый, наконец.
А зовется... (огурец).
9. Золотой каретой в сказке
Этот овощ был когда-то.
Отгадайте без подсказки,
Как зовется он, ребята. (Тыква)
10.На пюре она годится,
В чай ее кладут едва ли.
До весны она хранится
В погребке или подвале.
Вы подумайте немножко.
Ой, да это же... (картошка).
Ведущий: Ходит осень по дорожке, промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета... Затерялось лето где-то.
Дождь осенний налил лужи, перейти скорей их нужно!
Игра «Перейди лужи!»
Участвуют команда мальчиков и команда девочек. На полу раскладывают листы бумаги. Делают две дорожки. Ребята должны пробежать, наступая только на листы бумаги.
Все остальное пространство залито водой. Кто быстрее и аккуратнее справится с этим заданием?
Ведущий: молодцы, вы совсем справились!
А сейчас мы с вами немного потрудимся и сделаем корзину с овощами.
Аппликация «Корзина с овощами»
Последовательность выполнения аппликации
1.Вырезаем корзину из коричневого картона
2.Фломастером рисуем переплетение корзины
3.Обводим и вырезаем из цветной бумаги овощи для нашей осенней корзины
4. На белый картон наклеиваем нашу корзину
5.Приклеиваем овощи в корзину. Наша осенняя корзина с овощами готова!