МКОУ "Расховецкая средняя общеобразовательная школа"
Курская область Советский район поселок Расховецкий
  • «Прощение растворяет обиды» открытый классный час.

    п.Расховецкий МКОУ "Расховецкая СОШ"

    Тип занятия: открытие новых знаний.

    Цель: 1. Объяснить влияние обиды на отношения.
                2. Выявить причины непрощения.
                3. Побудить учеников прощать обиды и налаживать отношения друг с другом.
     

    19 апреля среда, 13:00
    «Прощение растворяет обиды» открытый классный час..

    МКОУ «Расховецкая средняя общеобразовательная школа»
    Советского района Курской области


    Открытый классный час
    в 3, 4 классах


    «Прощение растворяет обиды»   

                                                         Подготовила учитель     
                                                                                                                                                                                   начальных классов
    Носова Елена Алексеевна

    п. Расховецкий -2023

            
    Тип занятия: открытие новых знаний.

    Цель: 1. Объяснить влияние обиды на отношения.
                2. Выявить причины непрощения.
                3. Побудить учеников прощать обиды и налаживать отношения друг с другом.

    Планируемые результаты:                        

    Предметные: 
    *научатся анализировать поступки героев и оценивать свои.
    *разовьют нравственные качества личности.
    * воспитают нравственную культуру общения.

    Метапредметные:
    Личностные: воспримут материал; объективно оценят свою работу на основе совместно выработанных критериев.

    Оборудование: компьютер, презентация, карточки для задания.

    Этап занятия Методы и приемы.    Деятельность учителя    Деятельность учащихся    УУД
    (мета-
    предметные результаты)
    1. Орг. момент.    Ребята, улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню. Садитесь.
    Я рада вас приветствовать на нашем классном часе. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
    А скажите, с каким настроением вы пришли на классный час? На что оно похоже: на солнышко или тёмную тучу?     

    Приветствуют учителя.    Коммуникативные: 
    настрой на урок.
    2. Мотивационный    Послушайте четверостишие. (Слайд 1)
    Учись прощать, когда душа обижена,
    И сердце словно чаща горьких слез,
    И кажется, что доброта вся выжжена,
    Зло побеждай, учись прощать....
    О чём это стихотворение? (о прощении)
    А что такое прощение?
    Прощение-это когда мы прощаем наших обидчиков, избавляемся от обиды, сидевшей внутри.
    А что такое обида?
    Обида - это состояние души, негативная эмоция, которая доставляет больше боли тому, кто обижается.
    А сейчас посмотрите на эти два понятия и постарайтесь сформулировать тему нашего занятия. (Слайд 2)
    Итак, тема нашего сегодняшнего занятия «Прощение растворяет обиды» (Слайд 3)
    А как вы думаете какие цели у нас с вами на сегодняшний урок? (Слайд 4)
    1. узнать какой я, когда обиженный.
    2. узнать к чему приводят обиды.
    3. научиться прощать.         Коммуникатив
    ные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.
    Познаватель
    ные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

    Регулятивные: принимают и сохраняют задачу.
    3.Постановка учебной задачи и её решение.    Умеем ли мы прощать? Всё ли мы можем простить?
    Ребята, подумайте и ответьте на мои вопросы, которые вы видите на экране. (Слайд 5)
    1. Когда говорят слово «прости»?
    2. Расскажите, а вы когда-нибудь чувствовали в душе обиду?
    3. Легко ли жить человеку с обидой? 
    А сейчас давайте поработаем со схемой. (Слайд 6)
    Я обиженный.

    Неумение прощать часто приводит к печальным последствиям. На земле очень много драк, войн, слез, потому что некоторые люди не умеют и не хотят прощать друг друга.
    А к чему же приводит неумение прощать обиду, давайте разберем этот вопрос и послушаем несколько ситуаций.

    Нечаянно девочка толкнула двух стоявших мальчиков. Один умел прощать, а другой не умел. Один мальчик сразу же простил толкнувшую его девочку, а другой мальчик обиделся и разозлился на нее. 
    Подумайте, что будет дальше чем может это всё закончиться?
     (Слайд 7)

    Ребята, скажите, вам нравится, когда вас прощают и не наказывают? Значит и вы тоже должны прощать других.
    Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
    А как вы понимаете это высказывание?

    Сейчас я вам раздам ситуации, работать будем в группах. Вам нужно эти ситуации разобрать и найти их решение.
    Ситуация №1.
    Петя принес в школу альбом с марками. К нему подошел его одноклассник и сказал: «У тебя не хороший альбом, зачем ты его принес в школу хвастаться тут перед всеми»,  «Вот я видел у знаменитых коллекционеров такие марки,  а у тебя тут ….»
    -Обидел ли одноклассник Петю?
    - Почему обидел?
    - Как простить эту обиду?
     (Пете нужно задать вопрос однокласснику: «А что собираешь ты?» Пете нужно объяснить однокласснику, что в будущем он станет хорошим коллекционером, Пете нужно постараться увлечь своего одноклассника собирать марки или что-то другое)
    Ситуация №2.
    Коля построил замок из песка и все им любовались. А его друг Миша подошёл и сказал: «На что ты потратил столько времени? Пойдем лучше в футбол играть!»
    - Может ли возникнуть обида у Коли? Почему?
    - К чему это приведёт?
    -Как же поступить Коле, чтобы простить обиду?
    (Коле нужно объяснить, что для него это важно, ему нравится этим заниматься, постараться увлечь своего друга, тоже строить замки, найти компромисс, что сегодня они делают, то что больше нравится Коле: строят замки, а завтра, что нравится другу: играют в футбол)
    Итак, давайте сделаем вывод: когда тебя обижают и не понимают, нужно человеку помочь чем-то увлечься, объяснить, что для тебя какое-то дело очень важно.
     А проблема прощения всегда волновала людей, об этом написано много историй и сказок, давайте послушаем одну из них.
    Сказка называется «Болезнь непрощения».
    В далёкой жаркой Африке в прохладной воде тихого озера жил Бегемот. В одно прекрасное утро он заболел невиданной и заразной болезнью, которой на целый день заразился и заболели все жители озера. А как это всё произошло, вы сейчас узнаете.
    В то самое утро очень-очень рано Бегемота разбудил чей-то крик. А потом с утра у него было плохое настроение, можно сказать, прескверное. Он немного повалялся на дне озера, а потом всплыл наверх и подался к берегу, чтобы найти себе пищу. В тот самый момент, когда его спина показалась из воды, на него приземлились маленькие птички. Такое часто случалось и раньше, и Бегемот всегда прощал разгуливающих по его спине птиц. Ведь на спине у Бегемота любили жить разные червячки, жучки и комары, от этого его спина сильно чесалась, а птицы склёвывая насекомых прямо со спины, очень ему помогали.
    Но в этот раз одна из птичек клюнула Бегемота чуть сильнее, а Бегемот вдруг взял, да и не простил ей этого. Он неожиданно рассердился и стал прогонять всех птичек со своей спины. Поворачиваясь, он нечаянно наступил крокодилу на хвост, лежащему на берегу. Крокодил тоже сильно рассердился и почему-то тоже не захотел простить Бегемота. Но бегемот был большой и сильный, а потому крокодил решил от злости укусить кого-нибудь поменьше себя и погнался он тогда за зубастой Щукой. Еле уплыла Щука от крокодила, но при этом и она успела заразиться от него непрощением. Вместо того чтобы простить и успокоится, она решила сделать что-нибудь плохое маленьким лягушкам. Щука стала за ними гоняться, а лягушки еле-еле успели доплыть до берега и выпрыгнуть из воды. Рассердились лягушки на злую Щуку, тоже не захотели её прощать и стали гоняться за комарами. Растревожили лягушки всех комаров, мирно сидящих в траве. Целое облако комаров взлетело над берегом озера. Увидели комары, что у Бегемота на спине ни одной птички нет, и дружно сели к нему на спину. Вскоре над озером раздался страшный рев. Это ревел Бегемот, потому что на его спине комары устроили себе настоящий пир. Зачесалась у Бегемота спина, начал он крутиться и снова наступил крокодилу на хвост. А крокодил опять рассердился и погнался за Щукой. И так целый день все гонялись друг за другом.
    Только к вечеру, когда всё озеро ужасно переполошилось и наполнилось ревом и криками, решил Бегемот простить птичек и опять пустил их себе на спину. Птички прогнали комаров, и Бегемот, наконец, успокоился. Следом за Бегемотом успокоился и крокодил. Он простил Бегемота, потому что тот перестал наступать ему на хвост. Щука простила крокодила и перестала злиться на лягушек, а лягушки перестали  обижаться на Щуку и больше не трогали комаров. Так к заходу солнца над озером вновь воцарило спокойствие, а его обитали погрузились в мирный сон.
    В далёкой Африке до сих пор вспоминают ту страшную болезнь.
    Долго спорили между собой звери и птицы, что же за болезнь была у жителей озера и почему они целый день так ревели и гонялись друг за другом. И после долгих споров с помощью мудрого льва звери придумали название этой болезни - болезнь непрощения.

    Ребята, ответьте на вопросы.
    1. Из-за чего обитатели озера стали ссорится, сердиться и гоняться друг за другом? (разучились прощать)
    2. Злость и непрощение похожи на заразную болезнь, когда она с одного переходит на другого?
    3. Почему вечером опять на озере воцарилось спокойствие?
    4. Если кто-то не любит и не хочет прощать другого, то что может случиться потом?
    5. Кому навредили обитатели озера тем, что не хотели друг друга прощать?
    6. Для кого полезно умение прощать и почему?
    Ребята, а как вы думаете, где же прячется обида? (Слайд 8)
    Обида прячется в крепости, а крепость-это закрытое сооружение.
    А где же находится эта крепость?
    А крепость находится внутри нас, пока она там живет, человек чувствует себя плохо, а тот, кто нас когда-то обидел, наверное уже забыл об этом.
    Так, давайте же откроем свою крепость и выпустим все обиды, ведь твоя обида, вредит только тебе.    Отвечать на вопросы.


    Слушать рассказ учителя.


    Отвечать на вопросы.


        К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

    Регулятивные: принимают и сохраняют задачу.

    К: уметь обмениваться мнениями; слушать другого ученика.

    Физ. Минутка.    Буратино потянулся,
    Раз – нагнулся,
    Два – нагнулся
    Три – нагнулся.
    Руки в сторону развел,
    Ключик, видно не нашел
    Чтобы ключик нам достать, 
    Нужно на носочки встать.    Выполнять двигательные движенияя.    
    5. Усвоение новых знаний.    А сейчас давайте посмотрим мультфильм о том, как просить прощения.
    Ребята, запомните, нужно уметь прощать для себя. Прежде всего, прощение несет успокоение самому человеку, отпускает от себя обиды и червячок больше не точит. А если червячок сидит и из года в год копает и копает, это, в конечном счете даст болезнь.
    Итак, ребята, давайте сделаем вывод: жить с тяжестью на сердце из-за обиды, злости тяжело. Чтобы не было тяжело, надо научиться просить прощения. (Слайд 9)
     А скажите, как вы просите прощение? Поработайте в парах, для начала обсудите, а потом покажите. (Мирись! Мирись и больше не дерись, прости меня я больше так не буду!, пожать друг другу руки по мужски, прикоснуться рукой  к другом человеку)
     Ребята, а как вы думаете почему при прощении люди друг другу подают руки?
    Послушайте историю рукопожатия.
    Рукопожатие уходит своими корнями глубоко в прошлое. Когда первобытные люди встречались в мирной обстановке, они демонстрировали ладони друг другу, чтобы показать, что не прячут никакого оружия в знак примирения и приветствия. Принято считать, что рука отражает душу человека. Таким образом, рукопожатие означает, что ваши чувства исходят от чистого сердца.
    Ребята, а вам легко просить прощения? (нет, да, трудно, тяжело)
    А вы знаете какие-нибудь правила, как просить прощения?
    Подойти к человеку, с которым вы хотите помириться, назвать его по имени, посмотреть ему в глаза и сказать чётко, чтобы были понятны ваши слова. А главное их надо говорить искренне, т.е. от чистого сердца, чтобы человек почувствовал ваше раскаяние.

    Сейчас у меня для вас задание 1. У вас на партах лежат конвертики. Из конверта достаньте слова, восстановите рассыпанную пословицу, прочитайте ее и объясните смысл. 
    Проверка команд. (Слайды 10, 11)
    Из этих пословиц, мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте - это доброе слово. Вспомним волшебные слова вежливости.
    -Растает даже ледяная глыба от слова теплого…(спасибо)            
    -Зеленеет даже пень, когда услышит…(добрый день)                      
    -Если больше есть не в силах, скажем маме мы …(спасибо)           
    -Мальчик вежливый и резвый, говорит, встречаясь …(здравствуйте)
    -Когда нас бранят за шалости, говорим…(простите, пожалуйста)
    -И во Франции и в Дании на прощание говорят….(до свидания!)  
    Задание 2. ПРАВИЛА «СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО» (Слайд 12)
    Поиграем в игру “Сказочный персонаж – добрый или злой?”.
    Я буду называть сказочного персонажа, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками.
    (Золушка, Шапокляк; Карабас-Барабас; Золотая рыбка; Баба-Яга; Винни-пух; Змей Горыныч; Кащей Бессмертный; Мальвина; Леший; Дюймовочка; Чебурашка)
    - Ребята, отгадайте из каких сказок эти отрывки?
    У отца был мальчик странный,
    Необычный, деревянный.
    Он имел предлинный нос.
    Что за сказка? Вот вопрос. («Золотой ключик».)

    Ждали маму с молоком,
    А пустили волка в дом.
    Кем же были эти
    Маленькие дети? (Семеро козлят.)


    Убежали от грязнули
    Чашки, ложки и кастрюли.
    Ищет их она, зовёт
    И в дороге слезы льёт. («Федорино горе».)

    А дорога далека,
    А дорога нелегка,
    Сесть бы на пенёк,
    Съесть бы пирожок. («Маша и медведь».)

    Всех на свете он добрей,                       Он дружок зверям и детям
    Лечит он больных зверей,                     Он живое существо.
    И однажды бегемота                              Но таких на белом свете
    Вытащил он из болота,                          Больше нет ни одного.
    Он известен, знаменит,                          Потому что он не птица
    Это доктор…(Айболит)                         Не котёнок, не щенок,
                                                                      Не волчок и не сурок,
    Он весел и незлобен,                              Но заснята для кино
    Этот милый чудачок,                             И известна нам давно
    С ним хозяин мальчик Робин,               Эта милая мордашка
    И приятель - Пятачок.                            И зовётся…(Чебурашка)
    Для него прогулка-праздник                                                         
    И на мёд особый нюх,
    Этот плюшевый проказник-
    Медвежонок…(Винни-Пух)    Делать выводы.


    Отвечать на вопросы.    Регулятивные: принимают и сохраняют задачу.


    К: уметь обмениваться мнениями; слушать другого ученика.

    6.Рефлексия    Сейчас, ребята, давайте встанем в круг. Давайте выполним рукопожатие по кругу с передачей добра, собственного тепла и осознанием, что 
    «прощай» означает «прости».    Контроль и оценка результатов деятельности.    Регулятивные: принимают и сохраняют задачу.
    7.Итоги занятия    Ребята, сейчас ответьте на мои вопросы.
    1. Ты когда-нибудь совершал ошибку?
    2. Совершив ошибку, ты смог её признать?
    3. Просил ли ты когда-нибудь прощения?
    4. Стремишься ли ты к тому, чтобы меньше обижать людей?
    Ребята, а скажите изменилось ли ваше настроение после нашей беседы? В какую сторону?
    Занятие окончено! До свидания!    Обобщать. Подводить итоги. Отвечать, наблюдать, сравнивать, делать выводы.    К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie